Завещание.
В этой истории изменены только имена.
Нине Никитичне идет восьмой десяток. Не успела оглянуться – а жизнь так быстро прошла-пробежала...
Родом Нина Никитична из деревни. Окончила там в свое время семь классов, после школы работала дояркой. Когда вышла замуж, то муж перевез ее в город.
Муж устроился рабочим на завод, а Нина Никитична уборщицей в большой магазин.
Вскоре родился её первенец Ванюшка. А потом появились еще два сыночка - Дениска и Павлик.
Через какое-то время семья получила трёхкомнатную малогабаритную квартиру, с небольшой уютной кухонькой в пятиэтажке панельного дома. Как же они радовались этому, как же счастливы были тогда.
Работать Нине Никитичне приходилось не два-три часа в день, как частенько работают уборщицы, а полную смену.
Добродушная и добросовестная, она привыкла к коллективу. Люди здесь её уважали, а она в свою очередь с теплом, по-доброму относилась к окружающим. Из этой же организации и на пенсию вышла.
Шло время. Сыновья давно выросли, разлетелись из гнезда.
Все женились, создали свои семьи. У Ивана родились сын и дочка, средний Денис взял женщину с ребенком, а своих детей у них никак не получалось.
А младший сын Павлик вскоре после своей свадьбы погиб. Прошло уж немало лет с его гибели, но до сих пор эта рана саднит у Нины Никитичны, болит ее сердце, что так рано ушел сынок... Одно лишь утешает ее, что когда-нибудь они с ним всё-таки встретятся.
- Жаль, что Господь не дал Денису своих деток, - говорила порой Нина Никитична, делясь с мужем своими переживаниями.
Душа Нины Никитичны тянулась к внучатам, так хотелось побыть с ними, понянчиться, но удавалось ей это редко. Внучата со своими родителями редко навещали своих дедушку и бабушку, хоть и жили в одном городе.
Нина Никитична однажды с горечью заметила, что Иван стал как-то стесняться ее, сторониться родительского дома. А если изредка случалось Нине Никитичне зайти к ним ненадолго, заранее позвонив, чтобы проведать внуков, то невестка Марина была недовольна гостьей. Всем своим видом она показывала свое недовольство, а детей в такой момент старалась чем-нибудь занять, отвлечь, чтобы не общались с бабушкой.
Причину этого Нина Никитична узнала случайно, Иван как-то проговорился матери. Оказывается Марина считала, что бабушка, всю жизнь проработавшая уборщицей, ничего хорошего не может дать её детям.
Как же больно было слышать это Нине Никитичне. Но она смирилась - не хотят приходить и ладно. Лишь бы у их всё в семье было хорошо.
Только иногда наберет знакомый номер, чтобы услышать в трубке родные голоса и знать, что они живы и здоровы.
Квартира, в которой Нина Никитична жила с мужем, была приватизирована на них двоих.
Они загодя написали завещание, в котором Нина Никитична свою половину отписывала Денису, а муж – старшему сыну Ивану.
- Чтобы потом между детьми не было ссоры, - решили родители.
Однако жизнь часто складывается не так, как мы предполагаем, загадываем.
Однажды Денис пришел к родителям расстроенный и потерянный.
- Я ушел из семьи, мы разводимся, - сказал он матери.
Что у них там случилось, Нина Никитична не стала выяснять.
- Ладно, сынок, всё ещё образуется, помиритесь, - попыталась она его утешить. Денис лишь махнул рукой в ответ. При разводе он не стал ничего делить, а просто собрал свои личные вещи и ушел к родителям.
Так они и жили втроем тихо, мирно и спокойно. Прошел год. Нина Никитична редко выходила из дому, у нее сильно болели ноги. По врачам она не любила ходить, пыталась лечиться народными средствами. Только и выходила на улицу, чтобы подышать воздухом, посидеть на лавочке да пообщаться с соседками, такими же пожилыми женщинами.
А недавно пришла в их дом беда. Заболел и скоропостижно умер муж Нины Никитичны. Всего один год не дожил до их золотой свадьбы.
- Ушел Стёпушка, оставил меня, - вытирала она повлажневшие глаза скомканным платочком.
Не прошло и сорока дней после похорон, как пришел Иван и сказал матери, что, так как отец написал завещание на него, то он решил продать квартиру. Она хоть и хрущевка, но находится в центре города и цена у нее неплохая.
- Купим тебе, мать, какой-нибудь маленький домишко в пригороде, ну и Денису там места хватит, - заявил Иван матери.
- Сынок, ведь ещё и сороковины отцу не отвели, что же ты сейчас-то об этом, – ужаснулась Нина Никитична. - Да и не пойду я никуда из своей хаты. Вот умру, тогда делайте, что хотите, - заплакала она.
- Пойдешь мать, – твердо заявил Иван. - Отец завещал мне свою долю, и я что хочу, то и делаю с ней.
- Сынок, а как же я? Мы же здесь вас вырастили, подняли, на ноги поставили...
- Так я же тебя, мать, без угла не оставляю. Какая тебе разница в твоем возрасте где жить - в центре города или за городом. Там и воздух чище. Ты всё равно почти из дома не выходишь, - твердо стоял Иван на своем.
И какая-то незнакомая жесткость слышалась в его голосе, проглядывала во взгляде. Нина Никитична не узнавала своего сына, своего Ивана.
- Так что, готовься, мать, скоро сменишь место жительства.
- Ванюша, мы здесь живем много лет, всё мне здесь свое, знакомое. Каждую щербинку на лестнице я знаю, каждую травинку возле дома… Да и соседи рядом роднее родных, мы с ними вместе заселялись когда-то сюда. Как же я без них. Словом не с кем будет перемолвиться…
- Сейчас мобильники у каждого, звони - не хочу, - ответил Иван. - И не упрямься, мать, лучше настраивайся на переезд, да вещи помаленьку пакуй…
Не задерживаясь, он надел куртку и вышел.
На дворе стояла поздняя осень. На улице было пасмурно, дождливо. Дождь тихонько барабанил по стеклу и его капли грустно стекали вниз.
Нина Никитична смотрела в окно и ей казалось, что сама природа сочувствует ей и плачет вместе с нею.
- Нет, не может сын так со мной поступить, не такой он. Одумается, завтра же придет и будет просить прощения, - стала успокаивать себя Нина Никитична. - От этих мыслей ей стало легче, показалось вдруг, что вокруг всё посветлело. Вроде бы и дождь за окном пошел на убыль …
Фото из открытых источников Интернета